Каждый любитель пива хоть раз в жизни задавался вопросом, откуда же взялся этот напиток. И наверняка встречал в историях мифического персонажа, которому приписывалось создание пенной выпивки. Как звали сказочного фламандского короля — изобретателя пива? И кто же такой Гамбринус? И почему он считается автором всеми любимого напитка?
Cогласно преданиям, наследник одного из королей Германских племён, Гамбривиус, вступил в брак с богиней плодородия Изидой. Та в знак любви подарила избраннику рецепт напитка, которым он незамедлительно поделился со своими соплеменниками. Так рецепт пива превратился из подарка в народное достояние. Согласно немецкой легенде, в XV столетии имя сына короля было исковеркано настолько, что в результате стало знакомым нам «Гамбринусом». Ещё одна версия гласит, что Gambrinus — это имя герцога Брабантского Яна Гримуса. Помимо титула, Ян был почётным пивоваром. А сокращение имени объясняется тем, что любители пенного напитка во хмелю попросту не могли внятно произнести «Ян Гримус», от чего имя и фамилия герцога превратились в одно слово — Гамбринус. Спустя века личность пивовара стала плотно ассоциироваться с изобретением пива, а позже Гримусу и вовсе присвоили авторство, в результате чего он стал своеобразным королем пива.
Гамбринус
Так сильна бывает порой легенда, что превращается в некий символ, знак, по которому узнают эпоху, страну, город. Таким особым, ни на что не похожим знаком стал ресторан-пивная под названием «Гамбринус». Прочно заняв свое место в перечне достопримечательностей Одессы, шествует он через века, революции и войны. И кто из туристов не произносил сакраментальную фразу: «Покажите мне Гамбринус»! Так вот оно – историческое место, в укромном подвальчике на углу пер. Вице-адмирала Жукова (бывший Колодезный) и Дерибасовской.
ПЕРВЫЙ «ГАМБРИНУС». О питейном заведении по Преображенской близ Дерибасовской, вдохновившем А. И. Куприна, сохранилась вполне внятная достоверная информация, собранная, обобщенная и опубликованная Ростиславом Александровым (Сашей Розенбоймом). Можно добавить, что владельцы «Гамбринуса», семейство немецкого происхождения Гоппенфельд, владело и другими заведениями «общепита». Так, Паулина Александровна Гоппенфельд не позднее 1903 года содержала ресторан с питиями по Ланжероновской улице, в доме Страца и Старкова. Адам Иванович (Иоаннович) Гоппенфельд тогда же содержал буфет с питиями в городском павильоне на Николаевском бульваре. Естественно, что в обоих заведениях реализовывалось пиво, которое приготовлялось на пивоваренном заводе Паулины Гоппенфельд, что функционировал на Молдаванке, по улице Средней, № 12. Но речь пойдет не столько о куприновском «Гамбринусе», сколько о его предшественниках — одноименных пивных залах, явившихся в Одессе на несколько десятилетий ранее, располагавшихся неподалеку и положивших формирование, если уместно так выразиться, специфической субкультуры в сфере обслуживания и развлечений. Впервые название «Гамбринус» фигурирует в местной периодике 20 января 1866 года: «Ресторация «ГАМБРИНУС», ежедневно свежие БЛИНЫ. Вместе с тем доводится до сведения публики, что с недавнего времени заведение «Гамбринус» преобразовано в совершенную ресторацию, и что 100 абонементных порционных карточек отдаются за 12 рублей». Из контекста понятно, что заведение уже некоторое время функционирует. С каких пор и где именно? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо изобразить фон, на котором разворачивались занимающие нас события, а именно причины массового открытия пивных зал, так называемых «биргалле» в 1860-х. Главная причина — государственная реформа реализации питей, в ходе которой откупная система сменилась акцизной. Как более прогрессивная, демократическая, она тотчас привлекла предпринимателей, инвесторов, в том числе зарубежных. Еще до ликвидации в 1863-м откупной системы в одесских СМИ появляются публикации о намерении немецких пивоваров устроить в Одессе крупные заводы: предполагалось пропагандировать и распространять пиво не только в «среднем классе», но и в «простонародье». А такое было возможно лишь при производстве пива на месте — доставка из Германии, Чехии и других стран и регионов способствовала удорожанию. С другой стороны, для организации значительного производства требовались соответствующие капиталы. Напомню: до ликвидации откупной системы пиво для широкой реализации производилось исключительно на откупном заводе Савицкого, доставшегося ему от откупщика Исленьева. В результате означенной революции в сфере реализации питей в том же 1863-м в продажу поступило неплохое пиво местного завода Иоганна Ансельма, причем уже в сентябре пресса отмечает серьезный рост спроса и открытие множества пивных зал по всему городу. Можно, конечно, перечислять эти залы, работая в оригинальном жанре алкогольной топографии и нарочито демонстрируя начетническую эрудицию — любопытных ведь всегда больше интересует где, а вовсе не как и почему.
Для нас важно другое: внедрение в одесский алкогольный быт пива сопровождалось нетрадиционной, совершенно оригинальной для города стилистикой организации досуга. И именно здесь истоки того музицирования, прежде всего, на струнных инструментах и пианино, которые в куприновском «Гамбринусе» воспринимаются как родные. Здесь, в немецких пивных залах, впервые выступили и музыкантши, игравшие на цитре, скрипке, флейте, гитаре и др. «Любители пива г. Ансельма, — сообщает «Одесский вестник» уже в середине марта 1864 года, — могут развлекаться в его заведении на Александровском проспекте, кроме пива, и музыкою. Комментируя эту информацию, заметим: дом Ансельма находился на месте будущего ресторана «Киев» (ныне — банк), «лицом» к Полицейской улице и Александровскому проспекту, «спиной» — к одноименной площади, Греческому базару и дому Маюрова, так называемому «круглому дому». Это была территория, наиболее благоприятная для устройства «биргалле»: торговая ось проспекта к Старому базару и Красным рядам от самой Практической гавани по Военному спуску, пересекающаяся набирающей силу Дерибасовской, издавна насыщенной торговыми заведениями Греческой и другими многолюдными улицами. Мало того, буквально в нескольких шагах располагались крупные немецкие домовладения — Маркмана, Гааза, Роте, Шмидта и др. К слову, Роте вскоре тоже открыл пивоваренный завод на хуторе Шмидта (Французский бульвар). Некоторую путаницу в атрибуцию первичного «Гамбринуса» вносит то обстоятельство, что в упомянутом «круглом доме» в один и тот же период открылись две пивные залы, одна из каковых вскоре и получила имя легендарного «пивного короля». «БАВАРСКАЯ ПИВНАЯ открыта в доме наследников Маюровых, со стороны собора, в которой продаются: пиво гг. Ансельма и Савицкого и холодные закуски. Цена за кружку 6 коп., за кварту (около литра – О. Г.) — 18 коп., за ведро (12,23 литра – О. Г.) — 1 руб. 75 коп.». «Баварская пивная» открыта 24 марта 1864 года, а 31 июля 1865-го в том же доме распахнула дверь еще одна немецкая пивная.
Разобраться помогает следующее обстоятельство: первое из заведений помещалось «со стороны собора», а второе — «со стороны Греческой улицы». В объявлении следующего, 1866 года, читаем: «К предстоящим праздникам приготовлены в большом количестве лучшего качества окорока и разных сортов колбасы, в ресторации «ГАМБРИНУС», в доме Маюровых, со стороны Собора». Итак, мы убеждаемся в том, что первый «Гамбринус» был устроен в «круглом доме», со стороны Собора, и открылся изначально под вывеской «Баварской пивной» 24 марта 1864 года, то есть 150 лет назад. Из цитированных выше материалов понятно, что уже вначале 1866-го эту пивную залу знали как «Гамбринус». В том же году в ней по вечерам, с 19.30, выступали музыкальные коллективы из Тироля. Однако уже в феврале 1867 года «Гамбринус» перебрался из дома Маюрова в соседний дом Ансельма и занял там помещение бывшей пивной Карла Боненберга, которая, в свою очередь, переместилась в другой район. Весной 1867-го, с 9 мая, при ресторации «Гамбринус» открывается настоящий «пивной сад»: «Хорошие кушанья и напитки, внимательная прислуга и хорошая музыка доставят гостям возможность и в городе приятно проводить летние вечера». В теплые сезоны 1867-1868 годов в этом саду, помимо тирольцев, выступали оркестры популярных капельмейстеров тех лет — Прауса и Розетти, проводились семейные вечера, что ощутимо облагораживало времяпрепровождение среднего и отчасти низшего класса. В зимний период «Гамбринус» специализировался на воронежских блинах и глинтвейне. Из газетного сообщения от 2 августа 1869 года видно: «Гамбринус» при доме Ансельма уже не функционирует, репортер досадует о садике с тенистыми деревьями, «где по вечерам собиралась публика послушать музыку, подышать свежим воздухом, закусить и выпить кружку пива; теперь этот садик, по распоряжению комитета о мостовых совершенно уничтожен, и деревья вырублены...». Резюмируем изложенное. Смена откупной системы акцизной приводит к серьезным переменам в сфере обслуживания и, как следствие, формированию субкультуры, связанной с функционированием нового типа трактирных заведений — «биргалле». В пивных залах и садах неизменно выступают профессиональные коллективы из Центральной Европы с колоссальным репертуаром: от фольклора до классики практически всех европейских стран. Здесь, опять-таки по европейскому фасону, устраиваются семейные вечера, то есть целый ряд трактирных заведений становится местом досуга широких слоев гражданского общества, включая женщин и детей. Вместе с тем, постепенно происходит неизбежное расслоение универсальных пивных зал: на элитарные, преимущественно для «среднего класса», и низкого пошиба, для «люмпенов». «Гамбринус» — одна из самых первых в Одессе классических немецких «биргалле» — рельефно иллюстрирует ряд обстоятельств как позитивной, так и негативной эволюции заведений подобного типа, впоследствии художественно зафиксированных А. И. Куприным.
Следующее появление "Гамбринуса" зафиксировано уже в 1897 году, в подвале дома Хлопонина, по Преображенской 32, угол Дерибасовской. Когда-то, в далекие 1820 годы этот кусок земли бурно растущего города был застроен одноэтажными домиками. Здесь в 1823 г. квартировал граф Воронцов, тут размещалась и канцелярия, к которой, на время южной ссылки, был приписан Александр Сергеевич Пушкин. Время шло, дома ветшали, приходили в негодность. В конце концов было принято решение их снести, а освободившуюся землю пристроить выгодно. Можно было предположить, что земля уйдет под застройку. Так оно и случилось. В 1870 г. право на застройку земли выкупил известный в ту пору фотохудожник Александр Хлопонин. Художник имел намерение выстроить дом и имел право пользоваться им, как ему будет угодно, в течение 10 лет. Затем, согласно соглашению, строение переходило в городскую собственность. Сегодняшний «Гамбринус» уже многими десятилетиями распологается в подвале старинного здания гостиницы «Франция» там, где во второй половине 1920-х годов располагался бар под названием «Пивной колодец».